На велосипеде по России

Как VeloRussia развивает активный отдых в регионах

 

Участники проекта VeloRussia создали путеводитель "Башкирия на велосипеде". Их идея удостоена Гран-при всероссийской туристкой премии "Маршрут года" и успела получить несколько грантов. Уже в августе авторы проекта планируют презентовать путеводитель по Самарской области, далее на очереди — Золотое кольцо.

 

"Кавказ — высоко, Алтай — далеко", — объясняет Антон Сазонов. Башкирия же идеально подходит для велопутешествий: здесь дружелюбный рельеф, при этом есть и горы, и леса. Антон и его команда единомышленников составили 13 велосипедных маршрутов, по которым проехали сами.

 

"Они составлены не случайным образом, в их основу положены стандарты, которые взяты из европейского опыта, но они помножены на российские условия. Первое — это использование автодорог с низким автомобильным трафиком — меньше 1 тыс. машин в сутки. Второе — начальные и конечные точки маршрутов привязаны к железнодорожным станциям, потому что электричка или поезд — это самый удобный вид транспорта для перевозки велосипеда или багажа в российских условиях", — рассказывает Сазонов.

 

 

С чего все начиналось


Антон Сазонов — опытный путешественник, он проехал на автомобиле всю Европу и Азию, а еще не совсем очевидные туристические страны и регионы — Сирию, Иордан, Албанию, Ливан, Приднестровье. К 40 годам решил сменить вид транспорта и пересел на велосипед.

 

Антон Сазонов Личный архив Антона Сазонова

 

"Меня захватила идея, что я могу много дней подряд просыпаться утром, садиться на велосипед, делать простую физическую работу и ехать", — рассказал он.

 

Он решил не просто путешествовать на велосипеде по разным странам, а придать поездкам в каком-то смысле гуманитарную миссию. Так Сазонов добрался до Индонезии через Пакистан, Индию, Бангладеш, Бирму, Таиланд, по пути привозя школьникам этих стран письма от их сверстников из Башкирии, — проект получил название "Дети мира". Учащиеся писали об общечеловеческих ценностях и о России на русском и английском языках. Впоследствии этот проект получил грантовую поддержку, но сейчас поставлен на паузу из-за пандемии. В ходе путешествия по Европе, последней точкой которого стала Португалия, Антона посетила идея развития велотуризма в Башкирии.

 

"Европа стала для меня откровением. Пришла идея, что Башкирия идеальна для велотуризма — по расстоянию, рельефу, достопримечательностям, климату. И мы начали эту тему разрабатывать", — говорит Сазонов.

 

 

Что входит в маршруты


Концепция проекта — это путешествия на велосипедах по спокойным автомобильным дорогам, причем не всегда речь идет об асфальтовом покрытии. Маршруты обязательно проходят по самым интересным местам, связывая основные достопримечательности региона. В Башкирии это, например, шиханы, красивые озера, исторические места промышленного освоения Урала, пещеры, узкоколейные дороги.

 

 

При этом нельзя сказать, что проехать по маршруту сможет любой желающий, — они рассчитаны на здоровых людей, без хронических заболеваний. Например, лишний вес велосипедиста может стать помехой, так как протяженность маршрутов варьируется от 166 до 380 км, они рассчитаны на несколько дней. При этом сойти с трассы можно в любой момент.

 

"Наша задача — показать, куда можно поехать, и дать маршрут, информацию. Дальше уже человек, используя наши данные, может сам планировать велопутешествие по своим силам и задачам. Нет задачи проехать маршрут целиком или сделать это быстро. Маршрут проходит вдоль железных дорог, поэтому завершить велопутешествие можно практически в любой момент", — рассказывает Сазонов.

 

Маршрут предполагает ночевку в палатках, но при этом, согласно стандартам, они составлены таким образом, что через каждые 50 км есть условия для цивилизованной ночевки — в гостинице, хостеле, съемном жилье в городе. В крайнем случае — предусмотрено гарантированное и безопасное место под палатку. Трек, или маршрут для гаджетов, доступен на сайте VeloRussia, его можно получить по заявке, лучше делать это за несколько дней до планируемого старта.

 

"Трек скачивается бесплатно, устанавливается в любое картографическое приложение в телефоне: "Google.Карты", "Яндекс.Карты", Maps.me — кто к чему привык. И ты уже по телефону, как по навигатору, едешь, там отмечены все ключевые точки, объекты инфраструктуры — магазины, гостиницы", — рассказывает Антон Сазонов.

 

По его словам, в среднем на велосипеде за световой день можно проехать 50 км, разбив расстояние на два отрезка по 1,5–2 часа с утра и после обеда, причем это не будет большой нагрузкой.

 

 

И все-таки это отдых


Авторы проекта подчеркивают, для них велотуризм — это активный отдых, но не спорт, как было в СССР. Поэтому все маршруты "заточены" под интерес. Нет ненужного преодоления трудностей, много живописных мест. То есть это баланс здорового образа жизни, знакомства с достопримечательностями и регионом. Характеризуя потенциального российского велотуриста, Антон говорит, что он не избалован высоким уровнем сервиса и не предъявляет высоких требований к маршрутам.

 

"Нам часто говорят: зачем вы по максимуму прокладываете маршрут по асфальту, оставьте хотя бы куски полевых и лесных дорог, потому что это интересно. И получается, у нас где-то 2/3 маршрутов проходят по асфальту, еще 20% — по грейдеру, 10–15% — по полевым и лесным дорогам. Ни на одном веломаршруте нет и не будет участков, где надо нести велосипед на себе и идти через тайгу. Дорога есть всегда, это наш принципиальный подход", — говорит Сазонов.

 

 

По его словам, 90% велотуристов изначально не ждут, что каждый день у них будет гостиница и горячий душ. Такой маршрут может даже отпугнуть наших туристов, считает Сазонов. Создатели маршрутов призывают велосипедистов не пренебрегать правилами безопасности — надевать сигнальные жилеты, соблюдать ПДД, в случае неуверенности в своих силах ставить в известность МЧС о сроках и маршруте путешествия. А еще — беречь природу, не разжигать костры, не оставлять мусор.

 

"Я довольно много по миру езжу и могу сказать, что мы одна из последних стран, где в сознании людей пожечь костер считается нормальным. Такого практически нигде уже нет — чтобы разжигали открытый огонь в поле, лесу. Я убежден, что надо от этого уходить: сейчас технологичное снаряжение, газ, горелки, это компактно, быстро и удобно, а костер — это очень опасно. В массовом туризме пожары по неосторожности неизбежны", — говорит Антон.

 

 

Что дальше


В общей сложности маршруты по Башкирии разрабатывались около года, на проект ушло около 4 млн рублей. Эта цифра складывается из двух грантов главы Республики Башкортостан на общую сумму порядка 1,5 млн рублей и гранта президента РФ также на 1,5 млн рублей, плюс спонсорская поддержка. Путеводитель ляжет в основу заявки республики в нацпроект "Туризм", чтобы получить федеральное финансирование на благоустройство этих 13 маршрутов — установку навигации, информационных щитов, создание площадок для отдыха. Если все получится, это станет первым таким проектом в стране, отмечает Сазонов.

 

 

На бумаге велопутеводитель издан тиражом 1,5 тыс. экземпляров и распространяется бесплатно, заявки на его получение на данный момент поступили из 99 населенных пунктов — от Владивостока до Калининграда. Авторы придумали поощрять велотуристов, которые пройдут маршруты, нагрудными знаками.

 

"Мы учредили нагрудный знак "Велотурист России", и критерием для его получения будет прохождение маршрутов системы VeloRussia в рамках одного похода. Мы обсуждаем с Федерацией спортивного туризма России, чтобы этот знак признавался неким начальным уровнем туристской подготовки", — говорит Сазонов.

 

Сейчас команда VeloRussia вместе с местным велосипедистским сообществом занимается обкаткой маршрутов в Самарской области. Здесь будет четыре маршрута, пояснил Сазонов, путеводитель этого региона планируется издать в августе. Также разрабатываются маршруты по Золотому кольцу, работу планируется завершить в этом году.

 

В очереди у Антона презентация проекта властям Московской области, которые заинтересовались идеей. Проект ждут в Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Перми. Сазонова интересует создание маршрутов по всей европейской части России, от Уфы до Санкт-Петербурга, чтобы связать европейскую систему веломаршрутов EuroVelo с Россией до Уральских гор.

 

"EuroVelo без России — это проект, сделанный только наполовину, мы ставим такую амбициозную задачу — дополнить этот кусок со временем", — говорит он.  

 

Еще Сазонов хотел бы охватить веломаршрутами Кавказ, Крым и юг России, где велосезон наступает раньше и длится дольше и много туристов. Сейчас с продвижением проекта стало гораздо легче: его уже знают, регионы сами обращаются к команде VeloRussia. Поэтому он не сомневается в успехе и ожидает наплыва велотуристов в Башкирию в этом году.

 


 

Источник: http://tass.ru/v-strane/11741519

СПАСИБО, ЧТО ВЫ С НАМИ!Если остались вопросы, ОСТАВЬТЕ ЗАЯВКУ НА ЗВОНОК, и мы свяжемся с Вами в ближайшее время


Правила обработки персональных данных

Настоящим Я, в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.09 №152-ФЗ «О персональных данных» даю свое согласие лично, своей волей и в своем интересе на обработку (сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, распространение, передачу (включая трансграничную передачу), обезличивание, блокирование и уничтожение) моих персональных данных, в том числе с использованием средств автоматизации.

Такое согласие мною даётся в отношении следующих персональных данных: фамилии, имя, отчество; контактный адрес электронной почты (e-mail); контактный телефон; для определения потребностей в производственной мощности, мониторинга исполнения компанией гарантийной политики; ведения истории обращения в отдел продаж; проведения компанией маркетинговых исследований в области продаж, сервиса и послепродажного обслуживания; для рекламных, исследовательских, информационных, а также иных целей, в том числе, путем осуществления со мной прямых контактов по различным средствам связи.

Согласие дается ООО "ФанРайд"